Сберегать или тратить: финансовая грамотность населения
Аннотация
В статье рассматривается финансовая грамотность населения с позиции финансовых знаний, умений и навыков. Показано, что актуальны с точки зрения финансовой грамотности, не только финансовые знания, но и финансовые навыки, которые могут помочь разумно расходовать финансы, инвестировать и откладывать. Низкий уровень финансовой грамотности имеет негативные последствия не только для индивида, но и государства и общества. Он ведет к обеднению населения, рискам кредитной задолженности индивидов, увеличению финансового мошенничества, к снижению спроса на финансовые продукты. Автор представляет подходы к пониманию финансовой грамотности в экономическом, психологическом и социологическом аспектах. Представители экономических наук отмечают, что финансово грамотные индивиды не только управляют своим бюджетом, но и осведомлены в вопросах банковских, страховых услуг, управляют своим финансовым будущим. Представители психологических наук связывают финансовую грамотность с защищенностью/ незащищенностью. Если у индивидов развито финансовое самосознание, есть стремление к контролю, то чаще встречается чувство защищенности. При финансовой неграмотности есть чувство беспокойства, негативные оценки происходящего, тревожность и неудовлетворенность жизнедеятельностью. С социологической точки зрения финансовая грамотность рассматривается в контексте теории социального поведения. В статье приводятся результаты эмпирического исследования жителей мегаполиса в отношении финансовой грамотности. Рассматриваются навыки сберегательного поведения, инвестиционного поведения и кредитования. Делается вывод о необходимости повышения уровня финансовой грамотности.
Об авторе
С. А. ИльиныхРоссия
Ильиных Светлана Анатольевна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии
Новосибирск
Список литературы
1. Абышева А.В. Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения: отечественный и зарубежный опыт / А.В. Абышева, Е.С. Корчемкина // Вестник Евразийской науки. - 2018. - №2. - Электронный ресурс: URL: https://esj.today/PDF/16ECVN218
2. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
3. Винникова И.С. Проблемы формирования финансовой грамотности в России / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Е.С. Мухина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64. - С. 59-62.
4. Карпова Д.П. Современные финансовые технологии / Д.П.Карпова // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». - 2018. - №1. - С. 40-49.
5. Мишина Е. Н. Проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности студентов / Е. Н. Мишина // Экономическая социология. 2015. №3-5 (3). С. 96-98.
6. Назарова А.Ю. Психологическая детерминация финансовой грамотности населения в современных зарубежных исследованиях / А.Ю. Назарова, В.Е.Петров, Ю.В. Чуманов // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - №4. С.291-296.
7. Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование / А.Е.Судакова // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23. - № 26. - С. 1563 - 1582.
8. Финансовая грамотность. [Электронный ресурс] – URL: https://4brain.ru/finance/ (дата обращения: 10.01.2023)
9. Финансовая грамотность. [Электронный ресурс] – URL: https://minfin.gov.ru/ru/fingram/# (дата обращения 09.01.2023)
10. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, В. С. Герасимов, В. А. Транова [и др.] // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 452-456. URL: https://moluch.ru/ar-chive/108/26271/ (дата обращения: 12.12.2022).
11. Laxmi V., Maheshwary N.K. Identification of Factors Influencing Fi- nancial Literacy: A Theoretical Review // International Journal of Research in Management, Economics and Commerce. 2018. Vol. 8. Iss. 1. P. 89-94.
12. Lusardi A. Financial literacy and the need for financial education: evidence and implications // Swiss J Economics Statistics. 2019. Vol. 155. № 1. URL: https://doi.org/10.1186/s41937-019-0027-5.
13. Németh E., Zsótér B. Personality, Attitude and Behavioural Components of Financial Literacy: A Comparative Analysis // Journal of Economics and Behavioral Studies. 2017. Vol. 9. № 2. P. 46-57.
14. Zait A., Bertea P.E. Financial Literacy - Conceptual Definition and Proposed Approach for a Measurement Instrument // Journal of Accounting and Management. 2014. Vol. 4. № 3. P. 37-42.
Рецензия
Для цитирования:
Ильиных С.А. Сберегать или тратить: финансовая грамотность населения. П.О.И.С.К. 2023;(1):117-127.
For citation:
Ilyinykh S.A. Save or spend: financial literacy of the population. P.O.I.S.K. 2023;(1):117-127. (In Russ.)