Память о событиях Великой Отечественной войны в представлениях учащихся российских школ и колледжей
Аннотация
В статье поднята тема формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне у подрастающего поколения россиян. Изложены результаты авторского эмпирического исследования, предпринятого с целью выявить отношение учащихся школ и колледжей к событиям Великой Отечественной войне и мероприятиям, проводимым для поддержания коллективной памяти. Анализ результатов исследования и последующее сопоставление их с результатами опросов ВЦИОМ, позволяет сделать выводы о том, что самыми распространенными практиками поддержания исторической памяти остаются просмотры фильмов о войне и посещение мемориалов и музеев, которые оставляют учащемуся пассивную роль внимающего и впитывающего и просматривается дефицит мероприятий, которые бы предполагали активное включение субъекта в анализ и освоение событий Великой Отечественной войны. Авторы предлагают меры, направленные на улучшение ситуации.
Об авторах
О. И. БелоусоваРоссия
Белоусова Ольга Ивановна, старший преподаватель, специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»
Москва
Е. Е. Луцькая
Россия
Луцькая Екатерина Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент, специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»
Москва
М. А. Яковлева
Россия
Яковлева Мария Александровна, кандидат социологических наук, доцент, специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»
Москва
Список литературы
1. «22 июня: знаем, помним, скорбим. Несмотря на все большую временную дистанцию с событиями июня 1941 года, россияне хранят память о войне». 22 июня 2022г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/22-ijunjaznaem-pomnim-skorbim?ysclid=l6xknanvfd65797115 (дата обращения: 25.06.2022).
2. Бызов Л. ВЦИОМ о войне и победе. 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.philosophicalclub.ru/content/docs/sokrat/02/110-117.pdf (дата обращения: 16.08.2022)
3. Мокроусова Е.А. Исторический подход к проблеме памяти: понятие исторической памяти// Всероссийский журнал научных публикаций. 2011.N 6 (7). - С. 14-15
4. Мониторинг вовлеченности обучающихся российских школ и колледжей в проект «Без срока давности». Отчет ВНМЦ «Философия образования» Министерства Просвещения Российской Федерации. - М.: МПГУ. - 31 с.
5. Память о войне: история и мифы. В последние несколько лет внимание россиян к теме Великой Отечественной войны заметно усилилось 22 июня 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pamyat-o-vojne-istoriya-imify?ysclid=l6yt27d88l109286137 (дата обращения: 25.06.2022)
6. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.
Рецензия
Для цитирования:
Белоусова О.И., Луцькая Е.Е., Яковлева М.А. Память о событиях Великой Отечественной войны в представлениях учащихся российских школ и колледжей. П.О.И.С.К. 2023;(1):64-73.
For citation:
Belousova O.I., Lutskaya E.E., Yakovleva M.A. Memory of the events of The Great Patri- otic War in the representations of students of russian schools and colleges. P.O.I.S.K. 2023;(1):64-73. (In Russ.)