Preview

П.О.И.С.К.

Расширенный поиск

Риски социализации молодежи в сети Интернет

Аннотация

На основе данных эмпирических исследований ведущих отечественных и зарубежных исследовательских центров, оценены объемы включенности молодежи в сеть Интернет. Проведен анализ влияния сети Интернет на социализацию молодежи, в ходе которого были выделены, с одной стороны, позитивные эффекты (преимущества) киберсоциализации молодежи, среди которых были отмечены: неограниченный доступ к образовательным порталам; возможность для творчества, самовыражения; потенция стать участником процесса созидания и распространения информации; развитие навыков коммуникации. С другой стороны, проанализированы негативные эффекты (риски) интернет-социализации молодых людей: нерегулируемый доступ к деструктивному контенту; вовлечение молодых людей в суицидальные социальные группы; рост в молодежной среде социального эскапизма; распространение интернет-зависимости и информационной усталости. В силу отсутствия на данный момент комплексного теоретического подхода к анализу рисков и возможностей социализации молодежи в сети Интернет, который бы всесторонне описал эффекты киберсоциализации молодежи, была выявлена необходимость формирования такого подхода.

Об авторе

А. М. Рагулина
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской Академии Наук (ФНИСЦ РАН)
Россия

Рагулина Анастасия Михайловна, аспирант

Москва



Список литературы

1. Исследование GfK: проникновение интернета в России [Электронный ресурс] // Growth from Knowledge. Официальный сайт. URL: https://www.gfk.com/ru/press/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii (дата обращения: 03.09.2021).

2. Аудитория интернета в России в 2020 году [Электронный ресурс] // Mediascope. Официальный сайт. URL: https://mediascope.net/news/1250827/ (дата обращения: 05.09.2021).

3. Аудитория социальных сетей в России 2019 [Электронный ресурс] // Popsters. Официальный сайт. URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения: 10.09.2021).

4. Интернет и дети: возможности и угрозы мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Официальный сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/internet-i-deti-vozmozhnosti-i-ugrozy (дата обращения: 11.09.2021).

5. Опрос показал, для чего россияне используют интернет [Электронный ресурс] // РИА новости. Официальный сайт. URL: https://ria.ru/20161115/1481415660. html (дата обращения: 11.09.2021).

6. Плешаков В.А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1. С.4—26. URL: http://journal.homocyberus.ru/sites/default/files/HomoCyberus_1_2016. pdf (дата обращения: 28.08.2021).

7. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80.

8. New study: over six million students now enrolled in distance education [Electronic resource] // Babson college. Official site. URL: https://www.babson.edu/about/news-events/babson-announcements/babson-survey-research-group-distance-education-enrollment-report/ (Accessed: 20.09.2021).

9. Рукомойникова В.П. «Виртуальный» фольклор в контексте народной смеховой культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2004. 23 с.

10. Марарица Л.В., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности [Электронный ресурс] // Петербургский психологический журнал. 2013. № 5. С. 1—15. URL: http://ppj.spbu.ru/index.php/psy/article/view/47/23 (дата обращения: 21.09.2021).

11. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования / C.Б. Цымбаленко [и др.]. М., 2012. 99 с.

12. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

13. Группы смерти. С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Как родителям распознать надвигающуюся беду [Электронный ресурс] // Новая газета. Официальный сайт. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (дата обращения: 17.09.2021).

14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).

15. Просторы интернета: для работы или развлечений? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Официальный сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prostory-interneta-dlya-raboty-ili-razvlechenij (дата обращения: 18.09.2021).

16. Saito T. Hikikomori: Adolescence Without End. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2013. 216 р.

17. The impact of covid-19 on student experiences and expectations: evidence from a survey [Electronic resource]. National bureau of economic research. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27392/w27392.pdf (Accessed: 16.09.2021).

18. The Global COVID-19 Student Survey: First Wave Results hardest [Electronic resource] // Institute of Labor Economics. Official site. URL: https://www.iza.org/publications/dp/14419/the-global-covid-19-student-survey-first-wave-results (Accessed: 16.09.2021).

19. В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян [Электронный ресурс] // Superjob. Официальный сайт. URL: В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян (superjob.ru) (дата обращения: 22.09.2021).

20. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / пер. и примеч. С. А. Ошерова. — М.: Наука, 1977.

21. Furedi F. Information Overload or a Search for Meaning? [Electronic resource] // The American interest. Official site. URL: https://www.the-american-interest.com/2015/12/17/information-overload-or-a-search-for-meaning/ (Accessed: 27.09.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Рагулина А.М. Риски социализации молодежи в сети Интернет. П.О.И.С.К. 2021;(5):57-67.

For citation:


Ragulina A.A. Risks of Internet youth socialization. P.O.I.S.K. 2021;(5):57-67. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-6015 (Print)