Роль школьного образования в предотвращении виктимизации детей и подростков, формировании у них антивиктимного поведения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Аннотация
Принимая во внимание тенденцию распространенности виктимизации как социального явления во многих странах мира, в число которых входит и Россия, изучив мировой опыт профилактики и предотвращения этого порочного явления, включающий в себя разнообразные меры правового, политического, этического, технологического, образовательного, характера (разработка кодексов поведения для государственных служащих и политиков, дополняющих правовую систему, совершенствование законодательства и практики его применения в предупреждении преступлений, совершенствование организационно-управленческих механизмов их предупреждения, внедрение современных информационных технологий в борьбе с преступностью), авторы настоящей статьи считают, что ключевую роль в реализации политики по профилактике преступлений и предупреждения виктимизации, безусловно, должны играть школьное образование и воспитание.
Авторы убеждены, что современная политика, направленная на борьбу с преступностью и предотвращение определённых видов преступлений, не может быть полностью эффективной без интеграции соответствующих образовательных и просветительских программ, а также воспитательных мероприятий в школьную систему.
Поэтому авторы полагают, что обучение основам виктимологии и виктимологической профилактики в школе, должно осуществляться не только путем дополнения учебных программ и внеклассных мероприятий темами, связанными с виктимизацией, а посредством интеграции соответствующей тематики непосредственно в содержание всех преподаваемых дисциплин.
В статье анализируется опыт зарубежных стран в решении проблем, связанных с виктимизаией в учебных заведениях, в применении мер по ее предупреждению и предотвращению, а также опыт внедрения образовательных, просветительских программ по профилактике виктимизации в образовательный процесс, который может быть полезен отечественным специалистам, занимающимся вопросами, связанными с повышением правосознания и виктимологической подготовкой учащихся.
Об авторах
Т. Э. МариносянРоссия
Мариносян Тигран Эмильевич, кандидат философских наук, руководитель отдела международных связей; заведующий отделом философии образования журнала «Философские науки»
Москва, Россия
А. Г. Костанянц
Россия
Костанянц Александр Георгиевич, профессор, доктор юридических наук, действительный член Российской академии естественных наук
Москва, Россия
Т. В. Сазбандян
Россия
Сазбандян Тамара Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин
Москва, Россия
Список литературы
1. Огарь, Т.А., Харламов, В.С. Виктимизация современного населения России. Девиантологический взгляд. Российский девиантологический журнал, 2022, 2(3), 346-353. ао1: 10.35750/2713-0622-2022-3-346-353.
2. Савиных Е.В. Основные направления и проблемы виктимологической профилактики преступности. Научно-практический журнал «Виктимология». № 1 (1) / 2014. Стр. 52.
3. Ежедневная общественно-политическая и деловая газета. Опасность и возраст: в России увеличилось число преступлений против детей. Известия. 2 февраля 2023. https://iz.ru/1463589/iana-shturma/opasnost-i-vozrast-v-rossii-uvelichilos-chislo-prestuplenii-protiv-detei.
4. Павлик Е.М., Харламов В.С. Диагностика и профилактика криминальной виктимности детей в семье и вне семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 4 (84). - С. 113-117. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-4-113-117.].
5. Харламов В.С. Преступное насилие в отношении мужчин в семейной сфере // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2017. Вып. 11: Социальная работа с мужчинами. С. 98–107.
6. Положение в области преступности и уголовного правосудия в мире. Доклад Генерального секретаря. Четырнадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Киото, Япония, 20–27 апреля 2020 года. https://documents.un.org/doc/undoc/gen/v20/011/44/pdf/v2001144.pdf?token=kC8UX5U0blAHBUty9u&fe=true)
7. BJS (Bureau of Justice Statistics) (Бюро судебной статистики является основным статистическим агентством Министерства юстиции США). https://bjs.ojp.gov/; https://bjs.ojp.gov/document/cij9322.pdf
8. Счетная палата правительства США. (GAO-22-104341/ Опубликовано: 24 ноября 2021 г. Публичный выпуск: 24 ноября 2021 г.)
9. Новикова М. А., Реан А. А., Коновалов И. А. (2021) Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 3. С. 62-90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-62-90).
10. Canada's Centre for Digital Media Literacy (Канадский центр цифровой медиаграмотности). https://mediasmarts.ca/teacherresources/classroom-resources-counter-cyberbullying-portal-page
11. Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации). https://legalns.com/download/books/cons/switzerland.pdf. ст. 11, 41 и 67.
12. Молодежь и СМИ – информационный портал, посвященный продвижению цифровых навыков. https://www.jeunesetmedias.ch/
13. Vanesa Sainz, O’Hara Soto-García, Juan Calmaestra, Antonio Maldonado. Impact of the TEI Peer Tutoring Program on Coexistence, Bullying and Cyberbullying in Spanish Schools. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023 , 20 (19), 20(19): 1-16. DOI: 10.3390/ijerph20196818.
14. Ersilia Menesini, Benedetta Emanuela Palladino, Annalaura Nocentini. Noncadiamointrappola! Online and School based program to prevent cyberbullying among adolescents. Department of Educational Sciences and Psychology – University of Florence. In T. Völlink, F. Dehue & C. McGuckin (Eds.), (2015). Cyberbullying: from theory to interventions. London: Taylor & Francis, pp. 156-175.
15. Jacobs, NCL., Dehue, F., Völlink, T., & Lechner, L. (2016). Online Pestkoppenstoppen: the systematic development of a web-based tailored intervention for adolescent cyberbully victims to prevent cyberbullying. In T. Völlink, F. Dehue, & C. Mc Guckin (Eds.), Cyberbullying: From Theory to Intervention (1 ed.). Routledge, Taylor & Francis Group.
Рецензия
Для цитирования:
Мариносян Т.Э., Костанянц А.Г., Сазбандян Т.В. Роль школьного образования в предотвращении виктимизации детей и подростков, формировании у них антивиктимного поведения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. П.О.И.С.К. 2024;(6):31-52.
For citation:
Marinosyan T.E., Kostanyants A.G., Sazbandyan T.V. The role of school education in preventing the victimization of children and adolescents, the formation of their anti-victim behavior in the system of ensuring the national security of the Russian Federation. P.O.I.S.K. 2024;(6):31-52. (In Russ.)



