Феномен игры как аттракциона и его влияние в современном обществе
Аннотация
В статье исследуется феномен игры как аттракциона и анализируется растущее влияние игровых форм в современном обществе, обосновывается значимость игры как культурного феномена, рассматриваются ее определение и типология (agon, alea, mimicry, ilinx) а также связь игры с культурой. В тексте раскрыты современные трансформации игры: внедрение игровых механик в массовую культуру, цифровые медиа, спорт, индустрию развлечений и социальные сети. Приведены примеры геймификации повседневной жизни и комбинирования классических типов игр с новыми технологиями. Авторами обосновывается социально-культурная роль игры как механизма аттракциона – средства привлечения внимания, вовлечения аудитории и канализации человеческих инстинктов в мирное русло. Отмечается двоякий эффект этого процесса: с одной стороны, игра обогащает опыт и коммуникацию, с другой – поднимает вопросы о границах между реальностью и игрой.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. ПлотниковРоссия
Плотников Владимир Валериевич, доктор социологических наук, доцент, профессор
Москва
Е. О. Кубякин
Россия
Кубякин Евгений Олегович доктор социологических наук, доцент, почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор
Москва
Список литературы
1. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. From game design elements to gamefulness: defining gamification // Proc. 15th Int. Academic MindTrek Conf. – 2011. – P. 9–15.
2. Frissen V., Lammes S., de Lange M., de Mul J., Raessens J. (Eds.) Playful Identities: The Ludification of Digital Media Cultures. – Amsterdam: Amsterdam University Press, 2015. – 296 p.
3. Fuchs M., Fizek S., Ruffino P., Schrape N. (Eds.) Rethinking Gamification. – Lüneburg: Meson Press, 2014. – 301 p.
4. Аликин В. А. Игра в философии Роже Кайуа: между инстинктами и культурой // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7: Философия, социология и соц. технологии. – 2014. – № 3(23). – С. 7–15.
5. Зенкин С. Н. Роже Кайуа: игра, язык, сакральное // В: Кайуа Р. Игры и люди; статьи и эссе по социологии культуры. – М.: ОГИ, 2007. – С. 7–30.
6. Кайуа Р. Игры и люди: статьи и эссе по социологии культуры / сост., пер. с фр., вступ. ст. С. Н. Зенкина. – М.: ОГИ, 2007. – 304 с.
7. Макгонигал Дж. Реальность под вопросом: почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир / пер. с англ. А. Оганесовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 384 с.
8. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 240 с.
Рецензия
Для цитирования:
Плотников В.В., Кубякин Е.О. Феномен игры как аттракциона и его влияние в современном обществе. П.О.И.С.К. 2025;(4):77-87.
For citation:
Plotnikov V.V., Kubyakin E.O. The phenomenon of the game as an attraction and its influence in modern society. P.O.I.S.K. 2025;(4):77-87. (In Russ.)