Preview

П.О.И.С.К.

Расширенный поиск

Трансформационные процессы российского общества как условия формирования профессиональной идентичности учителей

Аннотация

В статье рассматриваются трансформационные процессы, характерные как для всего российского общества, так и для института образования, результаты которых, формируя поле профессиональной деятельности учителей, становятся факторами формирования или деформирования их профессиональной идентичности. Характер влияния, которое оказывают данные трансформационные процессы на профессиональную идентичность учителей из разных социально-профессиональных групп (молодые учителя/опытные учителя), зависит от степени согласованности/рассогласованности между внутренними поколенческими особенностями молодых и опытных учителей и теми внешними институциональными условиями, которые возникают в поле профессиональной деятельности в результате трансформационных процессов. Делается вывод, что цифровая трансформация выступает, с одной стороны, фактором формирования профессиональной идентичности молодых учителей, но в тоже время с другой, является фактором деформирования профессиональной идентичности опытных учителей. Социально-трудовая трансформации выступает фактором деформирования для представителей обеих социально-профессиональных групп.

Об авторе

Г. И. Чикарова
Южный федеральный университет
Россия

Чикарова Галина Игоревна, cтажер-исследователь

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Васильева подтвердила нехватку 150 000 школьных учителей / Интерфакс. 13 января 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/690954

2. В ГД обсудили проблемы кадрового обеспечения сельских школ / Официальный сайт Государственной Думы. 24.06.2019. [Элек- тронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/45412/

3. Морозов Г.Б. Почему выпускники педагогических вузов не работают в образовательной сфере? // Современное общество и власть. 2016. No4. С. 63–67.

4. Лурье Л.И. Почему выпускники педагогических вузов становятся менеджерами? // Образование и наука. 2015. No7. С. 24–43.

5. Берковский В.А., Брагина Е.А. Феномен «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности учителя // KANT. № 2 (23). С. 11-14.

6. Радостева М.В. Заработная плата учителя как фактор экономической безопасности // Вестник университета. 2017. № 3. С. 71-76.

7. Профессиональная идентичность представителей социально ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества / Л.В. Клименко [и др.]. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2018. 200 с.

8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.

9. Brubaker R., Cooper F. Beyond «Identity» // Theory and Society. 2000. Vol. 29. No 1. P. 1–47.

10. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Альманах THESIS, весна 1993, т.1, вып.2. С. 137–150.

11. North D.C. Institutional Change: A Framework of Analysis // Economics Working Paper Archive at WUSTL. 1994. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/17845955/

12. Howe N., W. Strauss Millennials Rising: The Next Great Genera- tion. New York: Vintage Books. 2000. 415 p.

13. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс].URL: http://government.ru/projects/selection/741/35566/

14. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе./ Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.

15. Дмитриева М. Исследование: чей уровень цифровой грамотности выше – учителя или старшеклассника? // Учительская газета. 2020. 26 марта.

16. Трудности на дистанции. Была ли российская система образования готова к переходу в онлайн из-за коронавируса // Коммерсантъ. 2020. 28.03 марта.

17. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение // Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс].URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-negotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/

18. Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности // Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс].URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost/

19. Миллениалы: Как меняется российское общество [Текст] / В.В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.

20. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru

21. Профессиональная идентичность представителей социально ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества / Л.В. Клименко [и др.]. – Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2018. 200 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чикарова Г.И. Трансформационные процессы российского общества как условия формирования профессиональной идентичности учителей. П.О.И.С.К. 2021;(3):57-66.

For citation:


Chikarova G.I. Transformational processes of Russian Society as conditions for the formation of professional identity of teachers. P.O.I.S.K. 2021;(3):57-66. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-6015 (Print)